Журнал

Новости, материалы, обзоры, интервью
10
Сен

Вадим Прасов: «На конкурентном рынке выживает сильнейший» Ведущий эксперт в сфере гостиничного бизнеса Вадим Прасов о своих основных принципах работы, любви к делу и перспективах развития индустрии гостеприимства.

Вадим, вы вице-президент федерации рестораторов и отельеров, генеральный директор «Альянс Отель Менеджмент» и заместитель заведующего кафедрой менеджмента в индустрии гостеприимства в РАНХиГС. Как вы совмещаете все эти должности? Какая деятельность вас увлекает больше других?

Уже не первый год я увлечен гостиничным бизнесом. А когда любишь свою работу, от нее не устаешь. Соответственно, совмещение должностей не является для меня проблемой, скорее, эти функции дополняют друг друга. Самое важное, на мой взгляд, четко расставлять приоритеты, определять наиболее важные задачи и быть последовательным в их решении.

На всех отраслевых мероприятиях сегодня вас представляют как ведущего эксперта в сфере гостиничного бизнеса. Как вы шли к такому титулу?

Откровенно говоря, я неоднозначно отношусь к подобным эпитетам в свой адрес. Воспитанная родителями скромность, разумеется, подрастерялась с годами, но даже ее остатки заставляют иногда краснеть, когда я слышу лестные слова в свой адрес. Если же вернуться к статусу эксперта, я бы разделил историю на две части, каждая из которых в равной степени оказала влияние на мою текущую деятельность, общественную и бизнес активность. Первая часть образование и начало трудовой деятельности, связанной с банковской специальностью, что дало мне многое в части анализа и правильного подхода к комплексному рассмотрению любых вопросов. Второе профессиональные навыки и компетенции, приобретенные за двадцать лет работы в отельном бизнесе.

Вы заместитель заведующего кафедрой в РАНХиГС. Надо понимать, вы преподаете гостиничное дело. Кто ваши студенты? Какие они? Насколько они перспективны?

Я преподаю «Event management», который неразрывно связан с гостиничным бизнесом. Преподаю и для студентов очного отделения, и для слушателей программы повышения квалификации.

В процессе последней экзаменационной сессии узнал, что студенты считают меня самым жестким и требовательным преподавателем. Конечно, им виднее, но на мой взгляд, сейчас закладываются основы их будущей карьеры, а они в силу возраста не всегда понимают ценность получения полного объема знаний. У меня же, в свою очередь, есть не только представление о том объеме знаний, которыми они должны обладать, но и абсолютная уверенность в том, что индустрии гостеприимства в России крайне нужны молодые, подготовленные кадры, которые были бы в состоянии привнести в развитие отельного бизнеса в стране новые азарт, желания и профессионализм.

Если говорить не только о кадрах, которые, как известно, решают все, как вы в целом оцениваете состояние индустрии гостеприимства в России?

Очевидно, что у индустрии гостеприимства в России еще масса резервов, но в целом необходимо отметить, что за последние 20-25 лет мы прошли огромный путь, и уровень сервиса и качества во многих российских отелях уже соответствует мировому уровню. В разных регионах ситуация развивается по-разному, просто потому, что уровень конкуренции различен, уровень отелей неоднороден, современные гостиничные комплексы прежде всего появляются там, где спрос превышает предложение, где появляется устойчивый туристский поток.

Тем не менее, довольно большое количество средств размещения открывается без привлечения профессионалов, что, в свою очередь, не может не отразиться как на уровне и оснащении отелей, так и на уровне персонала.

У нас сейчас много хороших и дорогих гостиниц, а сервис при этом провисает. Как его подтянуть до европейских стандартов? Какие ваши главные рекомендации?

Тут нет единого рецепта. Развитие качества оборотная сторона роста конкуренции, поскольку на конкурентном рынке выживает сильнейший. При этом, конечно, хотелось бы количественного и качественного роста образовательных программ (особенно в части практических тренингов и дополнительного образования), появления большего количества профессионалов, способных в формате наставничества передавать свои знания и навыки молодому поколению.

Есть ли объективно сильные стороны у наших курортов, гостиниц и здравниц, и чего еще не хватает?

В части санаторно-курортного бизнеса мы обладаем колоссальным опытом, но, к сожалению, за последние 30 лет развития отрасли практически не наблюдалось, скорее, речь шла об использовании материальной базы и технологий еще советского периода. Я думаю, необходимо взглянуть на санатории и курорты новым современным взглядом, перейти к разработке новейших методик лечения и оздоровления, к развитию реабилитационной функции, реорганизации отрасли в целом. Особенно хотелось бы отметить необходимость реорганизации структуры владения и управления санаторно-курортными предприятиями.

Огромное количество предприятий по-прежнему находятся в федеральном, региональном, ведомственном подчинении, что приводит к расходованию бюджетных средств на их содержание, при этом нежелание и неумение развиваться зачастую приводят к полному или существенному устареванию материально-технической базы, что, в свою очередь, позволяет таким «уставшим» объектам влачить жалкое существование, работая в самом экономичном сегменте, не зарабатывая средств, которые позволяли бы объектам развиваться. Необходимость применения механизмов государственно-частного партнерства, переход на современные технологии управления, развитие объектов с привлечением профессиональных управленцев — все это требует волевых и прагматичных подходов со стороны государства.

Если же говорить об отелях, ситуация несколько лучше, нежели в санаторно-курортной сфере, поскольку за последние 10-20 лет появилось довольно много средств размещения разного уровня и качества, рынок, конечно, еще крайне неоднороден, но определенное позитивное движение наблюдается. Из главных проблем хотелось бы отметить отсутствие проектного финансирования и крайне ограниченное количество механизмов стимулирования инвестиционных проектов в отельной сфере, при том, что гостиничный бизнес известен, с одной стороны, определенной стабильностью, а с другой большими, нежели в других секторах коммерческой недвижимости, сроками окупаемости.

Какова формула успешного бизнеса в этой сфере? Что самое главное?

Я бы разделил формулу успеха на несколько важных блоков. Первое — это профессиональный подход к проектированию, строительству и оснащению отелей, то есть создание современных комплексов с учетом международных требований и тенденций. Второе — профессиональное управление опытной команды, обладающей компетенциями как в сервисной функции, так и в части продаж, маркетинга, ресторанного дела. И, несомненно, владеющей инструментарием в части международных стандартов управленческой отчетности (USALI), позволяющим анализировать все бизнес-процессы, принимать на основе анализа взвешенные управленческие решения, обладать прозрачностью для представителей собственников и инвесторов отелей.

Как бы вы сформулировали ваши основные принципы работы и как эксперта, и как предпринимателя?

Во-первых, я люблю свою профессию, и это не только позволяет мне работать по 18-20 часов в сутки практически без выходных.

Во-вторых, я стараюсь привить любовь к профессии и правильное отношение к каждому гостю своим коллегам и сотрудникам.

В-третьих, считаю, что компетенции в индустрии требуют постоянного изучения и развития. Мир не стоит на месте, положительный опыт коллег из разных стран требует анализа и изучения.

В-четвертых, предпринимательство для меня это всегда инициатива, это неравнодушие, это порядочность.

В-пятых, каждый день я стараюсь делать пусть маленький, но шаг вперед, чтобы каждый прожитый день был прожит не напрасно. И того же жду от своих сотрудников. И это не рутина. Я очень люблю фразу кого-то из великих «Счастье — это не место назначения, а способ передвижения». Когда человек счастлив, он делает мир вокруг немного светлее, ярче и позитивнее. Согласитесь, всегда приятно видеть вокруг радостных, счастливых и искренне улыбающихся людей!

Send this to a friend